Систематизация бизнеса

ПН-ПТ 9:00-20:00

Виды организационных структур

В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, рассмотрим наиболее часто встречающиеся :

  1. линейно-функциональная
  2. дивизионная
  3. матричная
  4. проектная
Виды организационных структур разных предприятий
Виды орг.структур

Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура предприятия является иерархической системой, с разделением по функционалу и управлением из одной точки т.е. от руководителя предприятия к руководителям подразделений и далее к линейным исполнителям. Такая организационная структура характерна для предприятий со стабильным производством и ориентация на конкуренцию по цене.

Плюсы:
  • Высокой устойчивостью без резких подъемов и спадов спроса;
  • Выдача распоряжений, приказов и заданий без противоречий;
  • Персональной ответственности за результат деятельности на отдельной должности;
Минусы:
  • Несовпадение целей подразделений;
  • Слабая связь между подразделениями;
  • Возникновение конфликтов между подразделениями;
  • Непонимание работниками своей роли в достижении целей всего предприятия;

Дивизионная структура структура управления

Дивизионная структура управления предприятием тоже относится к иерархической системе. В такой структуре управления используется четкое разделения на дивизионы, которые занимаются продуктами и на дивизионы с определенным функционалом. Структуры дивизионного типа могут возникать при реструктуризации или масштабировании предприятия, а также при изменении технологических процессов. И особенно часто такое происходит, когда такие процессы усложняются. И тогда организационную структуру предприятия добавляется новые управленческие уровни. Что может привести к потере управления предприятия и невозможностью принимать стратегических решений по отдельным направлениям деятельности.

В качестве основных критериев создания подразделений могут быть выбраны типы клиентов, виды продукции, или регион присутствия. Почти всегда, дивизионная структура является самодостаточной бизнес-единица.

Плюсы:
  • Хорошо адаптируется к изменениям на рынках и внешней среде;
  • Оперативно реагирует на запросы клиентов;
Минусы:
  • Дублирование ресурсов в подразделениях;
  • Низкий технического развития и специализации в подразделениях;
  • Слабая координация взаимодействия подразделений;

Матричная структура управления

В классическом понимании матричная организационная структура управления предприятием является адаптивной и может достаточно быстро подстраивается под изменения, в отличии от линейно-функциональной структуры. Основное отличие этих видов структур в том, что кроме руководителя подразделения появляется управляющий процессом или руководитель проекта, который отвечает за выполнение проекта в целом, а руководитель подразделения за выполнение конкретных задач его подразделением.

Руководитель проекта набирает команду из работников функциональных подразделений и налаживает взаимодействие между участниками команд. По сути выполняет задачи руководителя проекта.

Ключевая задача управленца в матричной организационной структуре – это соблюдать баланс между вертикальными и горизонтальными связями на предприятии.

Плюсы:
  • Проектные группы самодостаточны и хорошо работают на установленные цели;
  • Вовлечение специалистов всех уровней и повышение их профессионализма;
  • Раскрытие творческих качеств специалистов;
  • Существенное сокращение нагрузка на руководителя высшего звена;
Минусы:
  • Увеличиваются расходы на функции управления;
  • Высокие требования к квалификации руководителя проектов;
  • Конфликты между функциональными руководителя и управляющими проектов;

Проектная организационная структура управления

Проектная организационная структура также как и матричная является адаптивной организационной структурой. Чаще всего такой вид структуры используется в компаниях с высокой степенью неопределенности конечного результат деятельности. В таких организациях все задачи решаются через образование проектных групп с управляющим проектом во главе группы.

Руководителю проекта выделяются необходимые ресурсы в виде финансов, специалистов, оборудования. Но так как проект всегда конечен, то у руководителя проекта имеется еще одно ограничение это сроки реализации проекта.

Уставом проекта определяются его целей, структура, планирование и организацию работ. После завершения проекта структура проекта распадается, а ее сотрудников, переходят в новый проект или увольняются.

Плюсы:
  • Высокая ориентация на проектные цели и спрос;
  • Улучшение контроля за отдельными задачами проекта;
  • Сокращается время горизонтальной коммуникации;
  • Единый центр принятия решений;
Минусы:
  • Сложность задействования в проектах всех специалистов организации;
  • Конфликтность проектных структур;

Какой вид организационной структуры подойдет именно вашему предприятию, сразу сказать сложно. Для этого нужно знать стратегию и специфику предприятия, его бизнес-процессы как основные так и вспомогательные. И после проведения аудита, можно определить оптимальный вид организационной структуры, для вашего предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *